Белоруссия и санкции между Россией и ЕС

В Министерстве транспорта Беларуси сообщают о важной договоренности об увеличении количества разрешений на грузоперевозки, достигнутой в ходе переговоров с Россией. Она предполагает предоставление возможности для белорусских компаний осуществлять частичные перевозки территорией РФ с 01.01.2016 года. А до наступления этой даты перевозчики из Беларуси не допускаются к перевозкам внутри РФ. Уточняется, что перевозить грузы можно будет определенными коридорами, первоначально предусматривается каботаж белорусского транспорта по пути его возврата.

Что касается дополнительного количества разрешений, то в скором будущем белорусы будут иметь возможность перевозить груз не только в Россию и из России, но также осуществлять перевозки из Финляндии и в другие третьи страны и из третьих стран, имея достаточное количество разрешающих документов (сейчас Беларусь ежегодно получает 75 тыс. разрешений).

По имеющимся данным, ФТС России заявило о том, что собирается вести борьбу с лжетранзитом, идущим через территорию Беларуси. Федеральная таможенная служба имеет намерение сопровождать лжетранзит до самих границ страны, в которую он направляется. Предполагается, что российские и белорусские коллеги сформируют конвой и совместно попробуют сопроводить несколько грузов. Белорусы давно практикуют предоставление подобной услуги, которая к тому же является платной.

Эксперты считают, что, если Россия и Запад продолжат противостояние, и санкции по-прежнему будут действовать, то Беларусь как нейтральная транзитная зона и стыковочный авиатранспортный узел сможет повысить свое значение.

Удобная новация подготовлена для постоянных клиентов авиакомпании «Белавиа». Отныне они могут бронировать и покупать билеты в ту страну или город, куда компания сама не выполняет рейсы. Так называемые прорейтовые соглашения позволяют клиенту купить единый билет, сделать пересадку в таких городах, как Рига, Варшава, Прага, Вена, Амстердам, Париж, Хельсинки, а затем проследовать в любую точку на карте мира, воспользовавшись рейсом партнерской иностранной компании. Есть предположение, что благодаря прорейтовым соглашениям наладится активное движение и из европейских стран в Беларусь, в том числе и грузовых перевозок из Германии и стран ЕС, поводом для чего может стать расширенный комплекс санкций между РФ и западноевропейскими странами.

После запрета на ввоз продовольствия из Соединенных Штатов, Японии, Канады, Норвегии и стран ЕС последовал очередной запрет – на транзитные рейсы через российское воздушное пространство нескольких авиакомпаний Украины. За ним может последовать и еще один, который уже коснется некоторых европейских и американских авиакомпаний. Им могут полностью отказать в допуске к транссибирским воздушным маршрутам. Все это повлечет за собой увеличение расходов на топливо и заработную плату экипажей, так как авиакомпании начнут использовать «обходные» трассы с большей протяженностью.

На подобные санкции Украина уже ответила транзитными ограничениями для России. А вот Европа не очень спешит закрывать воздушное пространство для российских авиаперевозчиков. Она просто может отказаться обслуживать российский парк авиалайнеров, наполовину состоящий из моделей западных производителей, или приостановит договоры лизинга.

Назревающий транспортный хаос заставляет посмотреть на Беларусь как на самый приемлемый вариант в данной ситуации противостояния. К примеру, Национальный аэропорт страны «Минск» имеет достаточную пропускную способность, чтобы обеспечивать бесперебойный пассажиропоток и грузовые доставки в Австрию, Италию, Францию и др. страны ЕС. С недавнего времени для транзитных пассажиров применяют упрощенные схемы прохождения таможенного контроля. «Боинг» ведет переговоры с правительством Беларуси об обслуживании и ремонте авиалайнеров в Минске. Инфраструктура минского аэропорта развивается, и это является хорошим мотивом для привлечения инвесторов.