Перевозчикам придется платить

С ноября этого года водителям и владельцам грузовых машин весом более 12 тонн придется платить за передвижение по федеральным трассам. Взиматься плата будет дочерней компанией Ростеха, а ее размер определен в 3,7 рубля за километр. Вырученные деньги должны будут идти на ремонт дорожного полотна. Однако эксперты сомневаются, что это сильно изменит плачевное состояние дорог в России. Вместе с этим ожидается повышение цен на товары, так как новые расходы транспортники будут закладывать в стоимость перевозок.

Несмотря на затянувшийся процесс по выбору оператора, ответственной по взиманию платы за проезд по федеральным трассам с владельцев транспорта весом свыше 12 тонн правительство утвердило компанию «РТ-Инвест транспортные системы» – дочку Ростеха. О необходимости взимать плату с большегрузов говорят с 2010–2011 годов. По мнению Росавтодора, грузовым транспортом ежедневно наносится ущерб дорожному полотну, поэтому его нужно компенсировать.

Условия концессионного соглашения предполагают, что оператор будет получать около 10 млрд рублей в год, а также изначально должен профинансировать запуск самой системы. До этого Росавтодор подсчитал, что затраты на новую систему, а это – более 480 пунктов сбора платы, закупка для грузовиков не менее 2 млн электронных бортовых устройств – составят 32 млрд рублей. Расходы на эксплуатацию системы составят 64,3 млрд рублей в первые 13 лет. После запуска системы и ее функционировании, Росавтодор ожидает привлечение в дорожные фонды сумм в размере примерно 50 млрд рублей в год.

Предполагается, что контролироваться перемещение фур по федеральным дорогам будет система ГЛОНАСС. Большегрузы, не оснащенные специальными датчиками, будут штрафоваться на сумму 5 тыс. до 1 млн рублей. В свою очередь не предусмотрено взимание платы за проезд по региональным и муниципальным дорогам. Логисты уверенны, что новшество не переместит движение грузового транспорта на муниципальные и региональные дороги, так как главные маршруты по доставкам грузов, которые связывают Москву и Санкт-Петербург с регионами не могут обойтись без использования федеральных трасс.

Однако, опираясь на опыт российских грузоперевозок, некоторые эксперты с этим не согласны и уверенны, что многие перевозчики будут прокладывать маршруты в объезд трасс федерального значения. Это отрицательно скажется на дорожных покрытиях в регионах.

Также некоторые специалисты предрекают проблемы с организацией контроля оснащения машин специальными датчиками, уверяя, что некоторые перевозчики не будут их использовать, что создаст очередной прецедент для роста коррупции на дорогах.

Дополнительные финансовые затраты участников логистической сферы будут как обычно, перекладываться на конечного потребителя. Но и это не спасет транспортников, так как в условиях и без того жесткой конкуренции, дополнительные ежедневные расходы неизбежно снизят прибыльность перевозок.