Судьба «старых» вагонов решается

Президент России против бесконечного использования старых вагонов. Он считает, что « продление жизни устаревающей техники – вредно». Путин поручил правительству России разработать меры, стимулирующие развития вагоностроения. Полный запрет продления срока службы старых вагонов – одна из предлагаемых мер. Она была предложена гендиректором вагоностроительной компании «РМ Рейл» П. Овчинниковым, который также озвучил президенту вариант защиты российского рынка от украинской конкуренции путем введения пошлин. В «РЖД» же полагают, что нужно икать разумный баланс между производителями вагонов и железнодорожниками.

В «РМ Рейл» отмечают, что по результатам проверки Генпрокуратуры, проведенной в 2013 году, подтвердилась необходимость по сертификации продления срока службы вагонов. Это значит, что для принятия решения о продлении срока вагона, официальный срок службы которого истек, необходимо обоснование. По замыслу авторов инициативы, сертификация должна уменьшить аварийность на ж/д транспорте, снизить избыточность грузового подвижного состава, ускорить оборот вагонов и сокращение расходов РЖД. В самом РЖД не так оптимистичны и считают, что необходимо искать схему постепенной замены подвижного состава, исходя из того, что в России средний срок эксплуатации вагонов составляет 22 года. 

Глава «Российских железных дорог» Якунин отмечает, что вопросы техрегулирования актуальны для всех участников процесса перевозок. Поэтому монополией были разработаны проекты изменений в существующие ФЗ и новые нормативные акты, которые запрещают эксплуатацию потенциально опасного подвижного состава владельцем инфраструктуры. Также он предлагает использовать страхование от ущерба третьих лиц, что может значительно упростит ситуацию.

На рынке российского вагоностроения в настоящий момент происходит сокращение производства отечественных вагонов. «РМ Рейл» одной из мер защиты от украинских вагоностроителей видит введение 10% импортной пошлины на грузовые вагоны, а на пассажирские – 5%. Объемы собственного производства подвижного состава в 2013 снизились до 59 тысяч против произведенных в 2012 году 70 тысяч вагонов. Руководство вагоностроительной корпорации считает, что в условиях усложнения кредитных программ и уменьшения спроса на новый подвижной состав, необходимо стимулировать ж/д операторов приобретать новые вагоны. Делая ударение на необходимости повышения безопасности на железных дорогах России, RMR предлагает запретить продлевать срок службы устаревшего подвижного состава с помощью государственных мер по развитию инновационного вагоностроения.

Такие инициативы поддерживает и НП «Объединение вагоностроителей». По их мнению, пошлины в отношении украинских вагонов и запчастей необходимо вводить еще и потому, что после заключения Украиной соглашения о свободной торговле с ЕС, в РФ могут беспошлинно ввозиться запчасти и грузовой подвижной состав, произведенный странами Евросоюза. АО «Татравагонка» из Словакии – один из крупнейших производителей грузовых вагонов в Европе, уже разработало несколько видов вагонов для колеи 1520 мм.

В свою очередь в ЗАО «Сбербанк Лизинг» считают, что сегодня с трудностями столкнулись все участники железнодорожных перевозок – операторы, производители и собственники вагонов и не совсем правильно полагать, что пошлины значительно повлияют на перераспределение объемов приобретения новых вагонов внутри РФ. На них оказывают влияние также и другие факторы, например, система субсидирования. Однако сегодня она действует лишь в отношении инновационных вагонов. В любом случае, потребитель делает свой выбор в пользу той продукции, где оптимальным есть соотношение цены и качества. Сегодняшний дешевеющий курс украинской гривны по отношению к доллару и евро делает цены на изделия конкурента такими выгодными для покупателей в России, что желающие будут их покупать даже с введением импортных пошлин.