Транспортники страдают от санкций

Некоторые транспортные компании, по данным экспертов, сократили свою выручку на 10%, так как произошло падение грузопотока на 15%. Транспортники не видят новых обещанных поставщиков, которые могли бы заместить прежних. В случае, если ситуация не изменится в самое ближайшее время, с рынка уйдут десятки перевозчиков, в первую очередь, небольших. Их уход повлечет снижение спроса на лизинговые услуги, складские площади и т.д.

Первым делом эмбарго болезненно задело компании, которые перевозили рыбу из Скандинавии. Ранее за неделю в Россию ввозилось около 1500 тонн лосося из Норвегии – а это максимальная загрузка более 90 грузовиков. Эти объемы пока ничем не заменили – пока с Фарерских островов в неделю везут около 150-200 тонн. Рыбные холдинги не дают транспортникам никаких четких комментариев о своих планах.

Также в Белоруссии отмечен расцвет бизнеса по переклеиванию ярлыков. Контрабанда и реэкспорт легко находят себе дорогу в Россию, так там есть платежеспособные покупатели и предприимчивые люди, которые привыкли пользоваться пробелами в государственном регулировании страны. К тому же никто не хочет менять привычный норвежский лосось на дальневосточный минтай, который, кстати, также не знают, как довезти до центра России. Эксперты полагают, что после снятия эмбарго теневики исчезнут сами собой за пару месяцев, как это уже было в начале 90-х.

На сегодняшний день поиск легальных путей на импорт товаров идет медленно, и тем, кто был ориентирован на Европу, будет нелегко перестроиться на новые маршруты. Многие после европейского рынка не хотят работать в России, так как плохое качество дорог и постоянные задержки с грузами ведут к дополнительным расходам.

«Дружественные» страны, которые начали поставки своего продовольствия имеют собственную альтернативу российским перевозчикам. Например, Турция сама уже просит у России увеличение квот для своих транспортников на автоперевозки, а также предпочитает использовать поляков, так как это географически удобнее. Власти Сербии также ведут переговоры об условиях работы своих транспортников. Поэтому, российские компании вынуждены снижать свои расценки на услуги до минимума, что в свою очередь, сокращает поступления в бюджет.

Проблемы возникают не только у перевозчиков. По законам цепной реакции они уже сказались на лизинговой сфере, так как компании не только перестали брать в лизинг новые автомобили, а и платить по действующим договорам. Еще до эмбарго – в марте этого года из-за общего экономического спада значительно снизились объемы сделок по лизингу, а количество несвоевременных платежей выросло. Массовый возврат грузовых автомобилей лизингодателю на фоне спада рынка невыгоден лизинговой компании. Изъятие предметов лизинга и их дальнейшая реализация в таких условиях не гарантирует возврат затраченных на приобретение средств. Здесь, скорее всего, будет применен вариант реструктуризации сделок.

Простой у транспортных компаний непременно отразится и на складской сфере, так как снижение товарооборота логистических компаний, которые специализируются на импорте, снизит спрос и на складские площади.