Как избежать проблем с перегрузом на таможне?

Перегруз – это различие между фактическим и заявленным весом более чем на 5%. По причине перегруза может быть назначен досмотр, что нередко приводит к простоям и значительным финансовым потерям. Кроме того, перегруз является причиной штрафов и достаточно немалых. Поэтому совершенно не удивительно, что каждый перевозчик старается всеми возможными способами избежать данной проблемы.

Что в первую очередь необходимо учитывать, планируя доставку груза в ту или иную страну? Это лимит весов, принятый в данной стране. К примеру, для  грузоперевозки из Финляндии в Россию этот лимит составляет 40 тонн, поскольку в Финляндии и РФ данный вес допустим без дополнительного разрешения. Аналогичная ситуация в Польше, а вот в Украине лимит весов составляет всего 38 тонн. Из этого лимита рассчитывается допустимая масса перевозимого груза. Исходя из 40-ка тонн, получаем, что вес груза не должен быть более 24 тонн. На самом деле, при загрузке уже 22-23 тонн вполне реально получить перегруз. Нередки ситуации, при которых несколько тонн незапланированного веса (к примеру, снег на машине в зимнее время) могут повлечь все вышеперечисленные проблемы.

На таможнях проверяется как общая нагрузка, так и нагрузка на оси. Для этого большинство таможенных постов оборудовано специальными весами. Также машина может быть подвергнута проверке на специальных пунктах, расположенных на федеральных трассах. В итоге за один длительный рейс может случиться четыре, а то и пять таких контрольных взвешиваний. Следует отметить, что официальная система погрешности допускает расхождение показаний на разных весах порядка 2%. Перевозчики же отмечают несколько другую картину.

Причины перегруза

Существует несколько наиболее распространенных причин перегруза:

  • Неправильная бессистемная загрузка машины. Это, как правило, вина отправителя. Но при этом никто не отменяет необходимость контроля хода загрузки со стороны водителя. Тем более что проблему перегруза при пересечении границы решать приходится именно перевозчику.
  • Отсутствие точных данных по весу контейнера. Ситуация достаточно распространенная, когда в документах указывается неправильный вес контейнера. Расхождения могут составлять порядка полтонны и более. Чтобы избежать подобных проблем, на сайте линии, предоставляющей контейнер, следует ознакомиться с точной информацией по конкретному номеру контейнера.
  • Среди причин превышения разрешенного лимита также следует отметить наличие в крупной машине различных вещей и запчастей (таким способом может быть набран вес порядка 700 кг.), а также приписки на пунктах взвешивания.

Практические рекомендации

Для того чтобы растаможка грузов не вызывала нежелательных проблем, существуют специальные схемы загрузки тех или иных машин. Например, при транспортировке груза, вес которого более 20 тонн, следует учесть, что предпочтительно воспользоваться колесной базой 3+3 (или 3+2).

Практика показывает, что в большинстве случаев превышение 40-тонного лимита в пределах 500 кг каких-либо серьезных проблем практически не вызывает. В отдельных случаях можно избежать неприятностей даже при перегрузе, доходящем до 1 тонны, но, конечно, в данных ситуациях требуется особая «дипломатичность».

Необходимо учитывать, что после взвешивания и выявления факта перегруза по осям, возможности перегрузить контейнер правильно с учетом центра тяжести уже не будет. Поэтому вопрос правильной загрузки контейнера является очень актуальным.

Если в результате взвешивания получается перегруз, отчаиваться не стоит. В первую очередь следует попросить распечатку (она должна выдаваться по требованию) и сравнить с распечатками результат взвешивания, проведенного на предыдущих постах. В случае расхождений результатов больших, чем допускает погрешность, перевозчик имеет полное право подать жалобу в вышестоящие инстанции. Следует отметить, что при неправильной настройке весов до жалоб дело не доходит. В этом случае правдоискателей, не желающих платить на штрафы, не задерживают. В любом случае в 15-дневный срок перевозчик имеет право обжаловать штраф.