Основные составляющие стоимости международной перевозки

Для того чтобы понять, на основании чего формируется стоимость контейнерной перевозки, необходимо разобраться с ее составляющими, а также факторами, которые могут повлиять на ее повышение. Стоимость контейнерной перевозки включает все затраты, которые несет перевозчик и, как показывает практика, в большинстве случаев стоимость перевозки только эти затраты и покрывает. Прибыль непосредственно от одной ездки очень незначительна, а при наличии непредвиденных расходов перевозчик может вообще уйти в минус.

Факторы, влияющие на формирование цены перевозки

Рассчитывая стоимость перевозки, в первую очередь перевозчик учитывает транспортные расходы. Если грузовик взят в лизинг, то в стоимость обязательно закладывают все лизинговые обязательства и проценты. Аналогичная ситуация наблюдается, если машина была куплена в кредит, но в этом случае расходы еще больше. Как показывает практика, если грузовик делает не менее трех ходок в течение месяца, к примеру, по маршруту Котка – Москва, в среднем он окупается за 4 – 5 лет.

Следующий фактор, влияющий на формирование стоимости – это накладные расходы на дорогу. Для того чтобы была выполнена доставка из Финляндии в СПб, Москву или же по любому другому маршруту, необходимо заложить определенную сумму на горючее, зарплату водителю, расходы на мелкий ремонт, оплату стоянок, книжку МДП (или, теперь уже, ее аналог) и другие расходы. Это так называемые прямые затраты, сумма которых на одну поездку в среднем составляет не менее 1000 евро. К дополнительным расходам, которые следует учесть перевозчику, относят также затраты на платные европейские трассы и чрезмерно дотошных полицейских, которые могут наложить штраф даже за плохо вымытую машину или, на их взгляд, некачественную резину.

В стоимость перевозки закладываются также различные налоги, содержание офиса, ежегодные расходы на содержание компании и машин. Перевозчик учитывает ТО и ремонт автомобиля, страховку, CMR, услуги экспедитора и т.д.

Если, например, доставка грузов под ключ из Эстонии выполняется старым грузовиком, а для перевозки приобретается машина б/у, то вместо расходов по лизингу, существенных затрат требует создание ремонтной базы и оплата услуг специалистов. В данном случае эти расходы тоже входят в стоимость перевозки.

О том, как избежать некоторых непредвиденных расходов

Одна из весьма распространенных проблем, связанных с непредвиденными и порой достаточно высокими расходами – это счет от морской линии на ремонт или очистку контейнера. С подобными ситуациями сталкивались многие клиенты морских линий. При этом совсем необязательно, чтобы клиент действительно был виновен в повреждениях или загрязнениях. Дело в том, что на сегодняшний день существует некоторый дефицит контейнеров, вследствие чего повысилась их цена. Поэтому линии стараются использовать имеющиеся контейнеры как можно дольше, перекладывая расходы по их ремонту на клиентов. Согласно контракту, по которому линия предоставляет клиенту контейнер, предусматривается его возврат в чистом и в исправном виде. Именно это требование и дает право линии выставлять практически любой счет. И даже если контейнер получил свои повреждения в результате многолетней эксплуатации, это не мешает линии выставить счет на ремонт данного контейнера клиенту. Доказать свою непричастность к повреждениям и загрязнениям представителям линии не удастся.

Тем не менее, существует действенный способ, позволяющий клиенту обезопасить себя от подобного произвола. Для того чтобы доставка грузов из Литвы или из какой-либо другой страны не сопровождалась дополнительными затратами, необходимо согласовать с отправителем груза, что загрузка будет производиться только в чистый и исправный контейнер. Если же линия подаст на погрузку старый контейнер, имеющий те или иные повреждения, отправитель должен вернуть его и потребовать замены. Кроме того, следует договориться с отправителем, чтобы перед загрузкой контейнера было сделано несколько фотографий, которые станут доказательством состояния контейнера, в котором его предоставила линия. Данные фотографии отправитель должен выслать получателю. После разгрузки и уборки контейнера получатель также должен сделать фотоснимки, подтверждающие состояние контейнера после перевозки. Имея на руках подобные доказательства, клиент может опротестовать какие-либо претензии со стороны линии, что позволит избежать дополнительных расходов.

Факторы, которые следует учитывать при расчете сроков перевозки

При планировании контейнерной перевозки, помимо непосредственного времени доставки грузов, всегда учитывается количество бесплатных дней, предоставляемых стивидорной компанией для хранения контейнера в порту, морской линией на использование контейнера, а также тракинговой компанией. При несоблюдении данных сроков возникают простои, которые чреваты дополнительными расходами. При доставке грузов из Латвии, Финляндии следует учитывать, что стивидорная компания обычно предоставляет 7 бесплатных дней для вывоза контейнера из порта. Морская линия предоставляет различные варианты работы с бесплатными днями. Тракинговая компания в большинстве случаев предоставляет 3 дня: на погрузку в порту, на таможню в России и на разгрузку в пункте прибытия.